?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ходили на спектакль «Глазами Клоуна» по роману Генриха Бёлля, поставленный Театральной Лаборатории Метода. В спектакле задействованы два актера Павел Федосов kamenolomnya и Андрей Чирков.

Глазами Клоуна

Спектакль «Глазами Клоуна» - визуализация распада личности. Два актера играют на сцене одного человека. И даже не столько самого человека, сколько два потока сознания – Я и Я-Другой. Впрочем, в спектакле по «Запискам из подполья» Достоевского, поставленном Е.Л. Шифферсом, разные субличности одного человека играли семь актеров. Здесь это именно два идентичных, но разных Я, не Эго и кто то совсем другой Анима, Тень или другая психологическая фигура, а две персоны в одной личности, две равные субличности.


Как и положено мыслям они замысловато перекручиваются, вытесняют одна другую, и снова возвращаются в бесконечном диалоге. В потрясающей пластике актеров показано мышление, страдание, ужас дезинтеграции личности.

Глазами Клоуна

Текст спектакля очень психологичен, это своеобразная запись с кушетки психоаналитика, где сознание от настоящего постепенно уходит в прошлое, к ситуациям, которые были пережиты и вытеснены раньше. Вот ушла жена, вот профессиональное оказалось ненужным, вот плакатно-фальшивое социальное (Германия 30-х годов), школьные годы, друзья, наконец детство с острым переживанием гибели старшей сестры. Все постепенно отбрасывается и в финале остается только пустота – смерть, полный распад.

На этом заканчивается текст Бёлля. А вот дальше в спектакле сделан очень спорный ход – попытка вывести действие в хеппи-энд, осуществить сборку личности, задать новее цели. Когда отброшено уже все остается только Бог. Линия веры проходит от первого и до последнего мгновения спектакля. Стилизованный крест это фактически третий актер в спектакле.

Глазами клоуна

В первой же сцене герой появляется еще как единая личность, внося еще целый крест. А к первым словам спектакля «Я всегда был атеистом!» - крест отказывается отброшен и разобран. Дальше крест собирается целиком всего один раз, когда герой для зрителя предстает единой личностью – клоун на арене – профессиональная позиция в которой отбрасывается все личное, все происходящее внутри, оставляя лишь внешнюю целостность. Впрочем, кратковременность этой сцены хорошо показывает непрочность одной только профессиональной позиции для выстраивания целостной личности.

Второй раз, собранный в единую конструкцию крест появляется уже в финальной сцене под звуки песни о воскрешении Лазаря. Также как герой вошел, как единая личность он и выходит единой личностью вынося перед собой крест.

Спектакль был показан в рамках антропологического семинара. семинар по синергийной антропологии под руководством Генисаретского и Хоружего. Поэтому далее было еще некоторое обсуждение из которого интересна в основном интерпретация С.С. Хорунжего – понимания спектакля, как антропологической штудии размыкания человека. Размыкания к инобытию, т.е. к Богу и размыкания в общении, т.е. к человеку.

А еще Павел Федосов потрясающе поет свои песни. Жаль только, что Песни о Лазаре не удалось найти.

Comments

( 10 комментариев — Оставить комментарий )
sadovnica
13 апр, 2008 08:22 (UTC)
Страшновато...
vsteers
13 апр, 2008 17:30 (UTC)
Зато очень освежает сознание.

Это и есть театр, особенно по сравнению вот с этим. Я вот понял, что пот на висках актера, намного важнее декораций.

Ну, а если говорить о содержании, то люди чаще приходят к вере именно в периоды такого кризиса.
kamenolomnya
17 апр, 2008 20:17 (UTC)
Скажите, пожалуйста. а это не Вы были человек с большой камерой справа от сцены, вообщем если есть фото или видео материалы, будем рады если поделитесь:)
vsteers
17 апр, 2008 20:25 (UTC)
Нет, к сожалению не я. Я был справа от сцены, но с маленькой мыльницей
lazma
19 апр, 2008 02:46 (UTC)
А человек с камерой в центре...это не ваш человек был? Киньте ссылку, если все - таки что-то разыщите. О мероприятиях театральной студии оповещайте,например в ЖЖ. Я заинтересавалась спектаклем по многим причинам, одна из которых - упоминание имени Гротовского и его театрального метода. Скажите, у Кургиняна в "Театре на досках" вы что-нибудь смотрели?
kamenolomnya
19 апр, 2008 05:10 (UTC)
Да в центре был наш человек, но вот, кто был с краю не знаю , пришел отснял и ушёл, у Кургиняна я не был, а о мероприятиях будем оповещать, спасибо за интерес, что касается Гротовского то мы были в его центре во Вроцлаве, правда Гротовского там уже не было, учились у его актёров Зигмунта Молика и Рены Мирецкой
lazma
19 апр, 2008 02:36 (UTC)
А я тоже, тоже там была. Прочитала ваш отзыв и испытала угрызения совести. Я впечатление зафиксировала, сразу после спектакля, но постеснялась делится впечатлением. Выложу теперь.
fat_crocodile
19 апр, 2008 15:58 (UTC)
Все постепенно отбрасывается и в финале остается только пустота – смерть, полный распад.

На этом заканчивается текст Бёлля.


Спектакль не смотрел.. Но книжка, по-моему, не так однозначно заканчивается. Там не смерть, там ожидание .. чуда? Не такого чуда, которое волшебной палочкой ;) А того которое благодать.
vsteers
20 апр, 2008 17:37 (UTC)
Тогда становится более понятен финал спектакля. В конце спектакля использовалось стихотворение Тарковского "Рыбак" и песня про воскресение Лазаря. Поскольку текст принципиально отличается от остального спектакля, он выглядел несколько чужеродной вставкой. А так, да можно это воспринимать и как ожидание чуда.

fat_crocodile
20 апр, 2008 19:41 (UTC)
А, т.е. вы не читали и просто отнесли последнюю часть к "не Бёллю"? Прочтите обязательно. Книжка хорошая.. И не длинная :)
( 10 комментариев — Оставить комментарий )
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner