?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Психология страсти

Денис Новиков

Вчера, сообщество antropo_seminar провело первый семинар. Ключевым докладчиком стал гештальт-психолог Денис Новиков с темой «Психология страсти». Я уже как-то пересказывал его лекцию, в интерпретации flaneur2, а на этот раз удалось послушать живьем.


Система страстей используемых в православии была предложена аввой Евагрием (4 век). В принципе в самих по себе страстях ничего нового нет, но интерпретация этих страстей языком современной психологии дает неожиданный эффект – открываются совершенно новые аспекты проявления этих страстей.

Феофан Затворник определяет страсть, как постоянное желание грешить известным образом. С точки зрения психологии, страсть связана с полевым поведением, когда человек действует по логике ситуации, а не в соответствии с собственными намерениями (волевое поведение).

Страсть связана с разрушением волевых механизмов. Все страсти проявляются в зависимом поведении, таком же, как и при алкогольной зависимости. Аналогия с алкогольной зависимостью интересна тем, что она понятна, вполне материальна, а главное с ней и ее негативными проявлениями сталкивались очень многие.

Механизм зависимости во всех случаях страсти действует абсолютно одинаково. Из всех типов поведения человек выбирает именно тот, который позволит оказаться в состоянии страсти. Поведение направляется не на цель, а на страсть. Например, человек, пребывающий в печали, раз за разом оказывается в ситуации «жертвы».

Человек, борющийся со страстями – себя не принимает. Первый шаг к исцелению – признание или в христианском понимании покаяние. Метод исцеления страстей, предложенный Евтихием Иерусалимским – полное ненадеяние на себя и одновременная решимость победить страсть – успешно работает и в современной психиатрической практике. Противоположное поведение, когда человек считает, что он в любой момент может бросить пить (и далее по списку страстей) – тоже имеет аналог в христианской истории – ересь пелагианства, которые считали, что человек сам, собственным усилием может достичь спасения.

Ну и далее – собственно о страстях. Тут я взял фрагмент статьи «Религиозно-аскетическое понятие «страсть». Психологический и клинический аспекты». Кроме того, ниже указаны некоторые из типов характера, которые Клаудио Наранхо выводит в книге «Характер и Невроз», в которой он строит на основе страстей типологию личностных характеров.

Предметом страсти чревоугодия является пища. При страстном отношении к ней она принимается не ради удовлетворения естественной потребности, а по чувству сластолюбия. Имеет три основные формы проявления: принятие пищи вне определенного распорядка, пресыщение и желание изысканных блюд.


Чревоугодие проявляется и в ненасытности во всем остальном, а не только в пище. В стремлении к приобретательству, в желании новых эмоций. Нарахо называет характер, в основе которого лежит страсть чревоугодия «Прожектерство и интриги».

В основе страсти блуда лежит превращение сексуальной потребности человека, которое проявляется в излишествах в сексуальных контактах, супружеских изменах и т.д.


Сребролюбие есть ненасытимое стремление к приобретению денег, имущества и вообще всяких материальных благ. Можно выделить три рода сребролюбия: стремление не отдать имеющиеся материальные блага, стремление возвратить или компенсировать утрату благ и стремление к приобретению нового.


Иоанн Кассиан Римлянин связывал эту страсть с потребностью в безопасности и стабильности.

Сребролюбие проявляется не только в отношении к деньгам, но и в не желании делиться, чем либо, не желании отдавать, стремлении минимизировать отношения с миром.

Гнев представляет собой агрессию, проявляемую при появлении фрустрирующих обстоятельств с целью их устранения. Слово «гнев» обозначает не только страстные проявления, Священное Писание говорит, например, о гневе Божием. Гнев как страсть - это когда силы души мобилизуются не для того, чтобы достичь определенного мотива, а для того, чтобы разрушить препятствия, стоящие на пути его достижения. Деструктивный, разрушающий момент и является показателем страсти гнева.


C гневом связан характер «Воинствующая добродетель» - характер учителей, катехизаторов…

Печаль как страсть проявляется в безнадежной тоске и состоянии бездеятельности. Она, как и гнев, возникает в ситуации фрустрации. Если гнев направлен на уничтожение препятствия, то в печали человек даже не пытается препятствие преодолеть, но и не может отвлечься от своего мотива. Такое «зависание» в фрустрации и определяет поведение человека в страсти печали.


Уныние является развитием патологических процессов, определяемых страстью печали, до такой степени, что целенаправленное усилие, связанное с работой над собой и организацией собственной жизни, отвергается, поскольку кажется невыполнимым, немыслимым, бесполезным и бесплодным.


При страсти тщеславия ведущим мотивом деятельности индивида является поиск социального одобрения. Оно может возбуждаться или относительно каких-либо объективных свойств и качеств (красота, сексуальная привлекательность), или по поводу качеств, относящихся к личному преуспеянию в социальной и религиозно-нравственной сфере (социальный статус, отсутствие пороков и т.д.).


Отвержение социумом воспринимается, как личная катастрофа. Важен именно факт принятия социумом, а не первенства.

Гордость представляет собой патологически преувеличенное представление о собственной самостоятельности, самодостаточности и независимости не только от социума, но и от Бога. Таким образом, предметом страсти является сам человек и именно его качества и достоинство. В отличие от страсти тщеславия, высокое мнение о себе такого человека основывается не на социальном одобрении, а переживается как объективное положение дел, мало зависящее от социума.


При страсти гордости важно: признание первенства, впрочем отвержение социальной группой тоже воспринимается, как норма: «Сами дураки!»

Гордости соответствует характер «Эгоцентричное великодушие»

Новое время - новые страсти. Например, интернет-зависимость. В зависимости от типа поведения ее можно интерпретировать, как:
  • страсть чревоугодия ненасытного получения новой и новой информации
  • печаль - неудовлетворенная потребность в общениии, заменяемая на квазиобщение в сети. Сразу вспоминается серия Смешариков "Телеграф".
  • страсть тщеславия – необходимость признания группой, сообществом, отсюда тысячники в ЖЖ, добивающиеся признания механическими способами.
  • страсть гордости – необходимость в признании первенства, разные аватарки, значки и статусы на форумах, бесконечное измерения размеров аудитории и числа подписчиков на сайтах…

Comments

( 1 комментарий — Оставить комментарий )
blades_of_grass
1 май, 2008 16:22 (UTC)
Очень интересно, спасибо :)
( 1 комментарий — Оставить комментарий )
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner