?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В первом классе три основных предмета – письмо, чтение и математика. В этом году моя дочка Ульяна закончила первый класс. Писать она научилась. Чтение особо не улучшилось, но и не ухудшилось тоже. А вот с математикой, наблюдается очень странный эффект: после года ежедневного обучения в математике - она явно стала хуже считать – сложение в пределах 1-2 десятков, которое год назад давалось легко, сейчас заставляет посмотреть на пальцы и в итоге дать неправильный ответ.

Стала ли она на самом деле хуже считать? Или это последствия бесконечного повторения одних и тех же скучных примеров, итог первой усталости от бессмысленных и бесполезных знаний, ежедневно приходящих, но так не связанных с тем, чем на самом деле хочется заниматься. Год назад это была игра – папа задает интересные вопросы, и вот здорово я могу правильно на них ответить. Здесь смешиваются радости игры, познания нового и возможность общения с любимым человеком. Здесь можно сказать: «Я устала», и заняться чем нибудь новым и интересным.

Дети узнают слово «надо» очень рано, но в первые годы жизни рамки необходимости легко подменяются новой игрой или размываются слезами. Ребенок существо произвольное – мало подчиненное необходимости, готовое следовать за своими желаниями и сиюминутными потребностями, не замыкающееся в скуке и легко переключающееся на что-то новое и интересное.

Школа берет это свободное существо и подчиняет его жесткой структуре уроков и далеких от его потребностей знаний. Кто-то принимает эти новые условия легко, кто-то с трудом, но за первые 10 лет своего сознательного обучения все так или иначе усваивают диктатуру надо и теряют детскую произвольность и свободу в желаниях и потребностях.

Намного позже приходит осознание того, что «надо», во многих случаях – гораздо менее значимо, чем «хочу», что жизнь, заполненная исключительно необходимыми структурами делает несчастным, а счастье часто скрывается за ерундой – пустяковыми детскими желаниями и в возможности позволить себе немного детской произвольности.

Comments

( 3 комментария — Оставить комментарий )
huzza
4 июн, 2010 20:29 (UTC)
Таки да. Редкий случай, когда нечего добавить...
nkvdlive
5 июн, 2010 20:12 (UTC)
Не надо путать теплое с мягким! Только поняв слово НАДО можно научиться пользоваться словом ХОЧУ.
vsteers
10 июн, 2010 10:11 (UTC)
Я про то, что научившись делать только то, что НАДО, можно про ХОЧУ почти забыть, например, свести все свои хочу исключительно на уровень "потребительских импульсов".
( 3 комментария — Оставить комментарий )
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner