?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Импровизации 28 мая

Неделю назад (28.05.2010) мы провели импровизации с Михаилом Эпштейном.
О том, что такое импровизации можно посмотреть здесь в теории: Коллективная импровизация: творчество через общение. Часть 1 и Часть 2. А здесь о том, как это на практике: Первая импровизация на русском в Америке.

Основная идея в том, чтобы сделать общение более содержательным, поговорить не вокруг общих тем погода, политика, цены и т.п., а о чем-то действительно интересном для каждого участника.
Неожиданным оказалось то, что импровизации требуют значительного времени – казалось бы в теории 30 минут*3 + разговоры = 2-3 часа. На практике получается 6-7 часов – на знакомство, обсуждение тем, написание эссе, чтение, обсуждение и снова написание эссе. Мы к этому оказались неготовы, так что финал встречи вышел немного скомканным.

Участвовало 7 человек. Каждый предлагал по темы (выделена выбранная всеобщим голосованием):

Валерий vsteers
  • Личное развитие
  • Мотивация
  • Счастье

Нина luriana
  • Откуда берется творчество
  • Как найти свой путь
  • Любовь и боль

Женя jeny_art
  • Школьное образование в России
  • Дошкольное воспитание детей
  • Преодоление себя


Элиде
  • Дерево
  • Добро, как любовь и справедливость
  • Красота и страдание

Наталья
  • Надо ли праздновать 150-летие отмены крепостного права в России (11 февраля 2011)
  • Что самое главное должно сохраняться в детстве
  • Эра нового средневековья


Яна flaneur2
  • Дороги пейзаж и характер людей – географический детерминизм
  • Выход из немоты, что побуждает на творчество
  • Разница в восприятии мира в 90-е и сейчас – рубеж века

Михаил Эпштейн mikhail_epstein
  • Обида и ее место в нашей жизни
  • Привычка озирать покинутые места
  • Эскалатор


Интересно на будущее, уточнение Эпштейна о том, что лучше выбирать конкретные, а не общие темы – в них больший элемент неожиданности и новизны.

После выбора тем, каждый пишет на свою тему, а затем? в следующем цикле, на одну из оставшихся доступных тем. В полном круге импровизаций, каждый напишет эссе по всем темам. Хитрость в том, что новое эссе нужно каким-то образом связать с предыдущими темами. В итоге получается своеобразный венок.

Зачитываются работы в порядке, предполагающем какую-то логическую связь. В наших импровизациях мы шли от немоты к счастью.

В нашем случае участник мог выбирать любую тему для своего второго эссе. В том числе темы могли дублироваться. В итоге на втором шаге было 2 пары участников с работами на одинаковые темы. На мой взгляд это неудачный опыт – после прочтения сильного эссе по теме, второе на ту же тему читать значительно тяжелее. А вот, когда эта же тема всплывет в следующем круге, то впечатление от предыдущих эссе сотрется, и тема вновь прозвучит свежо и интересно.

Переплетение тем явно начинает работать уже на втором шаге. Эссе действительно начинают логически дополнять друг-друга. Отброшенные в начале темы, всплывают в новых работах.
Например, мое второе эссе - про детство, явно перекликается с отброшенной темой про школьное образование.

Впечатлений масса. Лично у меня первое эссе по своей теме шло очень тяжело. Зато дальше стало легче и даже жалко, что на втором шаге мы уже были вынуждены все закончить. Общение в дружеской компании получилось интенсивным и содержательным. Знакомство Михаилом Эпштейном было интересно само по себе. А вот знакомые люди, открылись с новых неожиданных сторон. Хотелось бы повторить все еще раз в более развернутом варианте, а также в других компаниях.

Crosspost в antropo_seminar
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner