?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В издательстве МИФ вышла третья, переведенная на русский книга Джулии Кэмерон «Художник есть в каждом. Как воспитать творчество в детях». По своим маркетинговым соображениям, в МИФ придумали свое название, и не стали сохранять оригинальное. И это, на мой взгляд, самый существенный недостаток этого издания.
У Кэмерон книга называлась «Artist Way for parents. Raising Creative Children» или «Путь Художника для родителей». МИФ по своим маркетинговым соображениям отсылку к «Пути Художника» не сохранили. Зато они очень оперативно сделали качественный перевод. В прошлом году я по мере чтения пару раз уже писал тут, и тут про эту книгу.
«Путь Художника для родителей» стала 29 книгой Кэмерон в серии «Путь Художника», если считать разные рабочие тетради , a также сборники цитат, мыслей и аффирмаций. С момента выхода первой книги прошло 20 лет. В 1992 году Джулия уже была мамой-одиночкой, что существенно для последней книги. А к настоящему времени они стала бабушкой, что тоже нашло свое отражение в книге.
Естественно, что Джулия накопила огромный опыт применения методики, описанной в «Пути Художника», в самых разных жизненных ситуациях. К оригинальной методике «Пути Художника» вообще возникает много самых разных вопросов. Ответы на некоторые из них есть в более поздних книгах и рабочих тетрадях, но на русском языке они пока не доступны. Надеюсь, что у МИФ все будет хорошо с продажами «Художник есть в каждом» и они издадут продолжения. Например, в их коллекции вполне органично будут смотреться книги Кэмерон «Путь художника на работе» и «Право писать».
В «Пути Художника для родителей» Джулия делится своим родительским опытом, а также опытом своей мамы, из которого она взяла довольно много для ПУХа. В «Пути Художника» и в «Золотой жиле» в основном дается теория. Все примеры из жизни там лишь небольшие иллюстрации к теории и к упражнениям.

У Кэммерон есть несколько (непереведенных) сборников эссе практически без теории, но с зарисовками из жизни, например «The Sound of Paper». По моему убеждению, подобные книги у Джулии появляются из ее собственных Утренних Страниц. Такие сборники хороши для тех, кто знаком с методикой, но им явно не не хватает систематичности оригинального курса.
А вот  «Художник есть в каждом» — это в значительной мере автобиографическая книга и в то же время вполне полноценное руководство. Тут личная история Кэммерон вполне органично переплетается с теорией и упражнениями. Здесь Кэмерон много рассказывает о своей матери, братьях и сестрах, а также о том, как жила с маленьким ребенком во время и после развода. Мартин Скорсезе, первый муж Джулии и отец ее дочки — гениальный режиссёр, но чувствуется, что разводились они едва ли не дольше, чем жили в браке. К тому же их разводу способствовало и то, что Джулия после рождения ребенка не могла в прежнем объеме участвовать в творческой жизни мужа. Рассказы Джулии о подобных ситуациях не всегда напрямую отсылают к Скорсезе, но в любом случае выглядят очень личными. К тому же в книге есть несколько историй про отношения ее дочери с отцом.
Лично мне кажутся весьма убедительными истории Джулии, которые она рассказывает о собственной жизни и о сложных ситуациях в жизни ее знакомых и учеников. А вот, позитивные истории почему-то выглядят намного более искусственными и придуманными. Конечно, может быть тут все дело  моей личной истории. Из историй, рассказанных в книге, становится понятно откуда взялись те или иные методики и упражнения «Пути художника» и «Золотой Жилы». Первые главы «Художник есть в каждом» вообще не столько о детях и их воспитании, сколько о родителях, их чувствах и потребностях, о том, как меняется идентичность, когда вы становитесь родителем. Весьма инновационный подход для книг о том, как воспитывать детей.
В новой книге есть все привычные базовые инструменты, знакомые по «Пути художника» и «Золотой жиле» — утренние страницы, творческие свидания, прогулки, ритуалы, круг поддержки и т.д. и т.п. Есть несколько новых упражнений и инструментов, многое адаптировано для применения совместно с детьми. Джулия много внимания уделяет тому, когда ее методику можно совмещать с детьми, а когда родителям просто  необходимо оставить ребенка на попечение няни или бабушки и выкроить время для себя. Немало времени она уделяет и разъяснению того, почему молодым родителям нельзя строить жизнь только вокруг ребенка и как найти время на что-то не связанное с ребенком.
Например, в отношении утренних страниц практически у всех возникает вопрос: что делать, если утром времени катастрофически не хватает? Кэмерон соглашается, что мы живем не в идеальном мире и предлагает по возможности написать сколько можно до того, как встанут дети и семья, а потом, закончив с домашними обязанностями, дописывать оставшееся. Лично у меня всегда примерно так и получалось.
Творческие свидания или в новом варианте экспедиции. Существенный родительский вопрос: куда деть детей, чтобы обеспечить себе одиночное ТС. Тут с одной стороны Джулия рекомендует устраивать творческие свидания вместе с детьми и рассказывает о том, как готовится к творческим экспедициям с детьми (поход по магазинам не считается). С другой стороны она приводит много примеров того, как и почему мамам (а это книга, прежде всего, про мам и для мам) не замыкаться на общении только с детьми.
Всем поклонникам ПУХ, а особенно тем, у кого есть маленькие дети, настоятельно рекомендую. Стоит читать даже не столько ради детей, сколько ради самих себя. Еще раз вернусь к оригинальному названию это именно «Путь Художника для родителей», не «ПУХ для детей». Это о том, как будучи родителями, оставаться творческими людьми, и о том, как родители могут помочь детям тоже вырасти творческими людьми.
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner